АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
для обучающегося
по АОП НОО с расстройствами аутистического спектра
вариант 8.1 ученика 3 класса Лученко Андрея
на 2024-2025 учебный год
с.Новогеоргиевка
2024 г.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана для обучающегося 3
класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического
развития (ЗПР) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения
начальной образовательной программы начального общего образования. Количество часов в рабочей
программе указано с учетом региональных и федеральных праздников
Адаптированная рабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями
и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с
изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего
образования детей с задержкой психического развития от 08.08.2014
5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Петровская школа №2»
Красногвардейского района Республики Крым (ФГОС), утвержденная приказом МБОУ «Петровская
школа №2» от 31.08.2015 г. №290
6 Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной образовательной
программы и авторской рабочей программы Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Технология 3 класс (сборник рабочих
программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.). в соответствии с требованиями федерального
компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования и
ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»: «Технология» Учебники
для 1-4 классов. Авторы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева (Москва «Просвещение» 2020 г.)
Технология в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, курс технологии направлен на
формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через
его собственную творческую предметную деятельность.
Изучение курса «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других
стран;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в
художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной технологической грамотой;
формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с
ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных
обучающихся с ЗПР;
условий
для
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию
художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Основными задачами реализации содержания курса «Технология» являются:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки
материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и
умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественноконструкторских задач.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования.
Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы
обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение
дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и
нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного
подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие
личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами. Базовый
уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является
обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития.
Освоение АООП НОО обеспечивает достижение обучающимися
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
с
ЗПР
трех
видов
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки,
необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1–4-м классах является формирование
следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений
(явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в
предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие
или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративноприкладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать
выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на
умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными
знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в
дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления
оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных
по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного
изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст,
иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника,
выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
– определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в
информационных проектах).
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. Предметными результатами
изучения курса «Технология» в 1-4-м классах является формирование следующих умений:
знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе
развёртки;
уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать
выполняемую практическую работу;
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
«Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание»
Выпускник научится:
называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих
родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке,
удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими
в своей продуктивной деятельности;
анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических
действий;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать
их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя
элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его
реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные
работы, социальные услуги).
«Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке
материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в
соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные
технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки,
формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с
простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и
выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по
простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую
собственного или предложенного учителем замысла;
последовательность
реализации
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной
задачей.
«Конструирование и моделирование»
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение,
виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения
деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и
сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с
изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи
или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в
материале.
«Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для
воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных
конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать,
читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и
PowerPoint.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией
в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения,
переработки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения в начальной школе обучающиеся должны:
иметь представление:
о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их
зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении
экологических и техногенных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний;
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер,
селекция и др.
знать:
современные профессии, появившиеся в 20-21 веке и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения 21 века, вошедшие в нашу повседневную жизнь;
название основных частей персонального компьютера и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям;
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способы размножения растений.
уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления
изделий или выбранных самостоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы
изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников;
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне;
самостоятельно:
разрабатывать несложные творческие коллективные проекты и реализовывать их;
распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые
материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
при помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско – технологических, экономических и эстетических
проблем.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся начальной школы с ЗПР по технологии:
При оценивании работ учитывается аккуратность выполнения работы. За неряшливо оформленную работу
отметка снижается на 1 балл, но не ниже «3».
«5» - без ошибок
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых
«2» - 5 и более грубые ошибки
Грубыми ошибками считаются:
- неаккуратная или неправильная разметка, резание и обработка материалов (бумаги, картона, ткани);
- неправильная сборка изделия;
- несоблюдение пропорций деталей изделия;
- незнание правильной разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);
- неумение самостоятельно, без помощи учителя, выполнять всю работу;
- несоблюдение правил безопасного труда при работе с колющими и режущими инструментами.
Негрубыми ошибками считаются:
- некоторые неточности при разметке будущего изделия;
- затруднения при определении названия детали и материала, из которого она изготовлена;
- неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе;
- неточности при нахождении некоторых деталей на изделии.
3. Содержание учебного предмета, курса
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях
Свойства материалов, их изменение и использование и работе над изделиями, Изготовление квадрата.
Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в
композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа.
Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание
изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная
скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для
праздника
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развёртка
объёмного изделия. Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении
прямоугольных развёрток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и
вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения
художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества
(поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение
культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки — теперь из
ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных
материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в
тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка
швом «вперёд иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы
(дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения.
Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как
художествен ной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа.
Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные
формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь
формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы
из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление
записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов
и приёмов работы.